Неточные совпадения
Разум, мысль на конце — это заключение; все начинается тупостью новорожденного; возможность и стремление лежат в нем, но, прежде чем он дойдет до развития и сознания, он подвергается ряду
внешних и внутренних
влияний, отклонений, остановок.
Так проходит летний день в господской усадьбе. Зимой, под
влиянием внешних условий, картина видоизменяется, но, в сущности, крепостная страда не облегчается, а, напротив, даже усиливается. Краски сгущаются, мрак и духота доходят до крайних пределов.
Это не были только
внешние события — это был внутренний опыт, имеющий
влияние на духовную жизнь.
Казалось, под
влиянием внешней тишины из глубины его души подымались какие-то ему одному доступные звуки, к которым он будто прислушивался с напряженным вниманием.
Все разговоры их ведутся на эту тему и не исчерпаются никогда, потому что они всецело сосредоточились в испуге, и никакие
влияния, ни
внешние, ни внутренние, не могут внести иные элементы в их скудное существование.
Оттого, разумеется,
внешний вид всего, на что простирается их
влияние, более сохраняет в себе старины и кажется более неподвижным, чем там, где люди, отказавшись от самодурства, стараются уже только о сохранении сущности своих интересов и значения; но в самом-то деле внутреннее значение самодуров гораздо ближе к своему концу, нежели
влияние людей, умеющих поддерживать себя и свой принцип
внешними уступками.
Мучался я особенно том, что я видел несомненно, что ко мне у ней не было другого чувства, кроме постоянного раздражения, только изредка прерываемого привычной чувственностью, а что этот человек, и по своей
внешней элегантности и новизне и, главное, по несомненному большому таланту к музыке, по сближению, возникающему из совместной игры, по
влиянию, производимому на впечатлительные натуры музыкой, особенно скрипкой, что этот человек должен был не то что нравиться, а несомненно без малейшего колебания должен был победить, смять, перекрутить ее, свить из нее веревку, сделать из нее всё, что захочет.
В наше время принято смеяться над украшениями, не проистекающими из сущности предмета и ненужными для достижения главной цели; но до сих пор еще удачное выражение, блестящая метафора, тысячи прикрас, придумываемых для того, чтобы сообщить
внешний блеск сочинению, имеют чрезвычайно большое
влияние на суждение о произведениях поэзии.
Спешим прибавить, что композитор может в самом деле проникнуться чувством, которое должно выражаться в его произведении; тогда он может написать нечто гораздо высшее не только по
внешней красивости, но и по внутреннему достоинству, нежели народная песня; но в таком случае его произведение будет произведением искусства или «уменья» только с технической стороны, только в том смысле, в котором и все человеческие произведения, созданные при помощи глубокого изучения, соображений, заботы о том, чтобы «выело как возможно лучше», могут назваться произведениями искусства.; в сущности же произведение композитора, написанное под преобладающим
влиянием непроизвольного чувства, будет создание природы (жизни) вообще, а не искусства.
То же
влияние византийского педантизма видим мы и в самых расколах русских: значительная часть их произошла из-за
внешних формальностей.
Когда человечество, еще не сознавая своих внутренних сил, находилось совершенно под
влиянием внешнего мира и, под
влиянием неопытного воображения, во всем видело какие-то таинственные силы, добрые и злые, и олицетворяло их в чудовищных размерах, тогда и в поэзии являлись те же чудовищные формы и та же подавленность человека страшными силами природы.
Получив под какими-то педагогическими
влияниями, тоже нередкими в этой «ссыльной стране», с ранней юности вкусы и склонности интеллигентного человека, он дорожил ими всю жизнь, пренебрегая
внешними удобствами.
Кроме того, говорят, если бы все понятия приобретались из
внешнего мира, то дети, взросшие под одними
влияниями, должны бы быть одинаково умными.
Доискиваясь, откуда взялись они, он, почти вполне ещё находящийся под
влиянием впечатлений
внешнего мира, не задумывается приписать их происхождение тем же враждебным силам, какие заметил уже в природе.
Но отнимите это сознание всякой ответственности, поставьте пред нами существа беззащитные, безответные, состоящие в полном нашем распоряжении, — и заметка г. Аксакова о Куролесове вполне оправдается на каждом человеке, который долгою работою над самим собою не приобрел нравственной независимости от
внешних развращающих
влияний.
В этом обстоятельстве мы находим ясное подтверждение того, что направление, принятое Пушкиным в последние годы, вовсе не исходило из естественных потребностей души его, а было только следствием слабости характера, не имевшего внутренней опоры в серьезных, независимо развившихся убеждениях [, и потому скоро павшего от утомления в борьбе с
внешними враждебными
влияниями].
— Для нас необыкновенно важно, чтобы в ту минуту, когда наступит для нас полное торжество, наши люди возвышались над массами не одним только личным
влиянием, но и
внешними отличиями.
И, конечно, существеннее было здесь не
внешнее «засилие» Германии, но духовное ее
влияние, для которого определяющим стало своеобразное преломление христианства через призму германского духа.
Свечение морских организмов разделяется на постоянное (у бактерий), вынужденное — под
влиянием внешнего раздражения, — и произвольное.
Как здоровое волокно сопротивляется вредному
влиянию и при каждом болезненном поражении поспешно восстанавливается, так способен был и здоровый дух этих людей быстро и легко восстанавливаться по отношению ко всем внутренним и
внешним бедствиям.
Но и в этом случае человек, видимо, платит дань
внешним условиям и относится к значению лежащего пред ним «вещественного доказательства» его земной временности, под
влиянием обстановки и обстоятельств.
Говорила, что она воспитана в Персии, где до сих пор имеет многочисленную и сильную своим
влиянием на внутренние и
внешние политические дела партию, что по достижении совершеннолетия она уехала в Европу, проезжала при этом через места, населенные татарами, по Волге, была тайно в Петербурге, а оттуда через Ригу проехала в Пруссию.
Сумев внушить к себе искреннюю любовь своего венценосного супруга, она незаметно подчинила его своему благородному
влиянию, и царь, приблизив к себе иерея Сильвестра и Алексея Адашева, начал тот славный период своего царствования, о котором с восторгом говорят русские и иноземные летописцы, славный не только делами
внешними, успехами войн, но и внутренними, продолжавшийся около шестнадцати лет, до самой смерти царицы Анастасии и удаления Сильвестра и Адашева по проискам врагов.
Как бы мы ни представляли себе человека исключенным от
влияний внешнего мира, мы никогда не получим понятия о свободе в пространстве.
На вопрос о том, чтò составляет причину исторических событий, представляется другой ответ, заключающийся в том, что ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что
влияние Наполеонов на ход этих событий есть только
внешнее и фиктивное.
Но даже если бы, представив себе человека совершенно исключенного от всех
влияний, рассматривая только его мгновенный поступок настоящего и предполагая, что он не вызван никакою причиною, мы допустили бесконечно малый остаток необходимости равным нулю, мы бы и тогда не пришли к понятию о полной свободе человека; ибо существо, не принимающее на себя
влияний внешнего мира, находящееся вне времени и не зависящее от причин, уже не есть человек.
Так что в наше время в нашем христианском мире одни люди, огромное большинство людей, живут,
внешним образом исполняя еще церковные обряды по привычке, для приличия, удобства, из страха перед властями или даже корыстных целей, но не верят и не могут верить в учение этой церкви, уже ясно видя ее внутреннее противоречие; другая же, всё увеличивающаяся часть населения уже не только не признает существующей религии, но признает, под
влиянием того учения, которое называется «наукой», всякую религию остатком суеверия и не руководится в жизни ничем иным, кроме своих личных побуждений.